О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ша Шб Шв Шг Шд Ше Шж Шз Ши Шй Шк Шл Шм Шн Шо Шп Шр Шс Шт Шу Шф Шх Шц Шч Шш Шщ Шъ Шы Шь Шэ Шю Шя
 

ШИШКОВ

ШИШКОВ - Александр Семёнович (1754-1841), государственный деятель, учёный-филолог, писатель. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804) и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секретарь (1812-13), президент Рос. академии (1813-41). Министр народного просвещения (1824-28); поч. ч. Петербургской АН (1800). В своих педагогических воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравственному развитию личности и религиозному воспитанию как его основе. В ходе полемики начала 19 в. о путях развития русского языка и культуры Ш. выдвинул идею "русского воспитания", которое понимал как формирование религиозного чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отечественной словесности и литературно-языковой подготовки начинающих авторов создал литературное объединение "Беседа любителей русского слова" (1811-16). Литературу Ш. считал важнейшим средством воспитания; считал необходимым создание отечественной литературы для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Детской библиотеки" Й.Г. Кампе (изд. в 1783-85). Ш. способствовал изданию детских произведений мн. отечественных писателей. На посту министра народного просвещения готовил коренную реформу учебной системы. Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Под руководством Ш. был разработан Устав гимназий, уездных и приходских училищ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу (утверждён в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал политические науки и философию "вредными для юношества", отдавая предпочтение основательному изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Обращаясь к детям, изложил свои филологические и педагогические взгляды в "Разговорах старца с юною девицею".